Люди будущего: какие они — дети поколения Z и «альфа»? (теория поколения)
Люди будущего: какие они — дети поколения Z и «альфа»? (теория поколения)

Чтобы понять, каким будет завтра, нужно уже сейчас изучать современных детей и подростков — тех, кто будет формировать наше будущее и жить в нем. Это так называемые поколения Z и «альфа»

Термин «поколение Z» предложили наряду с определением «поколение Родины» (от англ. Homeland Generation) американские исследователи Уильям Штраус и Нил Хау. Они сформулировали теорию поколений.

Сейчас ими принято считать тех, кто родился:

с 2005 года по настоящее время — по Штраусу-Хау;

с конца 1990-х до начала 2000-х — согласно словарю Merriam-Webster;

с 1997 по 2012 год — по трактовке исследовательского центра Pew;

с 2003 и до 2024 года — согласно данным российской компании RuGenerations;

а также тех, кто повзрослеет ко второй декаде XXI века, — согласно Оксфордскому словарю английского языка.

Некоторые другие названия: «центениалы» (от англ. centennial — столетие), iGeneration (iGen) по аналогии с iPhone (предложила психолог Джин Твенге), digital natives (от англ. — цифровые аборигены), «зеты» и «зумеры».

«Поколение Альфа» — один из вариантов обозначения генерации, следующей после «центениалов». Термин предложен австралийским ученым Марком МакКриндлом. По его определению, «альфа» — это дети, родившиеся после 2010 года.

О «зетах» психологи и маркетологи говорят довольно часто, но что собой представляют дети следующего за ними поколения, на самом деле неизвестно. Почему?

«Зеты» в моральном и психологическом плане уже почти сформировались — их можно изучать с точки зрения поведения и привычек. Но «альфа»-детям сейчас не больше десяти лет. Поэтому говорить об их чертах характера можно лишь в обобщенном виде.

У «альф» пока нет и общепринятого определения: вариант, предложенный МакКриндлом, еще не устоялся.

Неясно, кого считать «зетами» и «альфами»: поколения, согласно разным исследователям, измеряются интервалами в 5–10 лет или 15–20 лет.

Самая известная и широко используемая теория поколений Уильяма Штрауса и Нила Хау была разработана на основе поколенческих циклов англо-американской истории. Поэтому переносить ее реалии других государств нужно с поправками: например, вероятно, надо сдвинуть временные границы и изменить отличительные черты.

Жестких границ, отделяющих одно поколение от другого, не существует в принципе, отмечают в своей книге «Четвертое превращение» вышеупомянутые исследователи.

Демографические факторы и отдельные характеристики личности обычно не учитываются при анализе.

И все же ключевые явления в мире, влияющие на всех людей и позволяющие прослеживать общие черты у поколений, существуют.

Кто такие центениалы?

Социологи посвящают им исследования, медиа берут у них интервью. О них рассказывают на научных и практических конференциях, за их внимание борются маркетологи и HR-отделы компаний.

Отношение к технологиям и общение

Это люди, которые не представляют себя без интернета, смартфона и социальных сетей. Они домоседы, проводят много времени под присмотром родителей и не торопятся от них съезжать, меньше встречаются с друзьями и реже ходят на свидания.

Отношение к своему здоровью

«Зумеры» больше обращают внимание на здоровье, меньше склонны к курению и употреблению алкоголя. По исследованию некоммерческой организации Hope Lab и фонда Well Being Trust, почти две трети подростков и молодых людей используют мобильные ЗОЖ-приложения.

Потребление информации

И хотя считается, что современные подростки многозадачны и могут, например, слушать музыку, просматривать Instagram и делать домашнее задание одновременно, это не совсем так: в итоге внимание рассеивается, а информация усваивается гораздо сложнее. Кроме того, заучивание и запоминание у них не в приоритете, ведь вся информация есть в интернете. На первый план выходят навыки ее поиска и верификации.

«Наше восприятие любых явлений — клиповое. Картинки убедительнее текста. Чем короче текст, тем лучше. Сложное отсекается. Нам трудно долго на чем-то фокусироваться».

— Представитель «зетов» Иван Сурвилло

Отношение к учебе и работе

Теперь, когда есть полезные онлайн-курсы, не всегда очевиден выбор в пользу традиционного вуза. Но при этом современная молодежь нацелена на получение действительно полезных знаний и на успешную карьеру, которую, кстати, не всегда связывает с офисом, ведь работать удаленно бывает комфортнее, учитывая свойственные нынешней молодежи индивидуализм и обостренное чувство справедливости.

Что такое поколение Z и как оно видит свое образование

Несмотря на внешний инфантилизм, задумываться о карьере представители «зетов» стараются раньше: для них очень важно найти возможность для самореализации. Просто им труднее становиться самостоятельными и выбирать путь в постоянно меняющемся мире.

77% представителей поколения Z ожидают, что при поиске работы им придется столкнуться с большими трудностями, чем миллениалам, а также работать усерднее, чем предыдущим поколениям.

— По данным консалтинговой фирмы Robert Half

Кроме того, они более требовательны при выборе будущей компании. Среди приоритетов «зумеров» — собственный бизнес, который они иногда начинают строить еще в школе с помощью соцсетей. Кумиров при этом у них нет, ведь сейчас на YouTube каждый подросток может стать знаменитым, если создаст интересный контент.

Среди их основных страхов, по словам доктора психологических наук Тимофея Нестика, на первом месте экологические вызовы, за ними идет коррупция, а проблемы в экономике — в конце списка.

«При всем своем прагматизме молодежь острее переживает тревожные новости, более склонна верить в приближение глобальной катастрофы»,

— Тимофей Нестик в интервью «Российской газете».

Кроме того, подростки очень трепетно относятся к вопросу безопасности и плохо приспособлены к неопределенности. Свою роль здесь сыграло то, что они растут во времена финансовых кризисов, терроризма, стрельбы в школах и колоссального развития технологий.

Они чаще страдают от тревожности и депрессии, что в немалой степени провоцируется большим количеством времени, проведенным в Сети. Психолог Джин Твенге определила взаимосвязь между использованием смартфонов и настроением. Кроме того, известен факт негативного влияния яркого света от экранов на засыпание — как следствие, подрастающее поколение чаще страдает бессонницей и в целом плохо высыпается. Интересно, что даже сами подростки осознают свою зависимость: 60% респондентов компании Pew в возрасте 13–17 лет указали на то, что слишком много времени проводят с телефоном в руках, причем девять из десяти подростков называют это серьезной проблемой.

Противоречива информация по поводу отношения молодых людей к вопросу веры. Так, Джин Твенге в своей книге «Поколение I: Почему поколение интернета растет менее бунтарским, более терпимым, менее счастливым — и совершенно неподготовленным к жизни» утверждает, что в 2016 году каждый третий молодой человек в США в возрасте от 18 до 24 лет не верил в Бога. При этом российские исследователи приводят иные данные.

«На этапе экономического кризиса, который идет сейчас, всегда неясно, что хорошо, что плохо. Все меняется. Поэтому на этом этапе обостряется ценность религии»,

— основатель RuGenerations Евгения Шамис в разговоре с Esquire. По ее словам, вера позволяет молодым людям чувствовать себя более стабильно.

Что еще?

При этом многие социологи сходятся во мнении, что подрастающее поколение проявляет намного большую толерантность, чем предшественники, ведет себя осознаннее в отношениях и осторожно подходит к институту брака. Кроме того, они рациональны в финансовых вопросах, не стремятся садиться за руль, отлично разбираются в тенденциях моды, а также являются активными потребителями «умных» товаров, упрощающих жизнь.

Кто такие «альфа»-дети?

На пятки центениалам начинают наступать дети нового поколения, на которых ученые обращают пока менее пристальное внимание, чем на предшественников. И зря: несмотря на юный возраст, «альфы» уже довольно активно влияют на своих родителей и мир вокруг.

Это люди, родившиеся примерно после 2010 года: вышеупомянутый исследователь Марк МакКриндл предложил назвать их поколением «альфа». Почему? Все просто: латинский алфавит кончился, в науке в таком случае принято переходить к греческому. Это имеет и некий символический подтекст: новый алфавит, новая буква, новое начало. Ученый дает им и другое определение — «поколение стекла».

«Альфы» являются участником непреднамеренного глобального эксперимента. Им с самого младшего возраста вместо пустышек, аниматоров и обучающих книжек предлагают смотреть в экраны».

— Марк МакКриндл в интервью The New York Times.

В мире еженедельно рождаются более 2,5 млн «альфа»-детей

Когда родятся последние представители поколения (примерно в 2025-м), их будет почти 2 млрд. Что нам ждать от них? Можно строить только общие предположения, однако уже сейчас понятно, что влияние технологий на их жизнь будет колоссальным. Они будут расти, взаимодействуя с искусственным интеллектом, роботами, «умными» игрушками.

Большое значение в их формировании будут играть социальные сети

Для «зетов» Facebook или Snapchat — это инструмент, для «альф» — образ жизни. Подрастающие дети будут иметь «цифровой след», прежде чем даже поймут, что это за термин. У них уже сейчас есть аккаунты в Instagram, которые ведут их родителями. Запускаются YouTube-каналы «альфа»-детей, которые имеют большое влияние на сверстников. При этом дети уже сейчас обеспокоены чрезмерным документированием родителями их жизни в интернете, и не без оснований: здесь встают на первый план вопросы репутации и кибербезопасности. Как пишет The Guardian, новому поколению свойственно умение обнаруживать fake news и более осознанное и рациональное использование времени, проведенного в Сети.

«Альфы» будут функционировать в мире, где все подобрано специально под них — от новостных лент до набора услуг.

Поскольку они, с большей вероятностью, будут единственными детьми в семьях, поколение «альфа» имеет больше шансов вырасти эгоистичным и ожидающим мгновенного достижения желаемого. Они активно влияют на родителей в вопросе приобретения вещей, а также имеют достаточно карманных денег, чтобы совершать самостоятельные покупки, что уже сейчас становится предметом для размышлений среди маркетологов.

Поколение «альфа» является самым материально обеспеченным, технологически подкованным и образованным на сегодняшний день.

Им потребуются интерактивные персонализированные программы и методы обучения, потому что изменятся и образование как таковое, и восприятие информации людьми. Судя по мировым трендам, большой процент детей перейдет на онлайн-обучение. У них еще раньше, чем у «зумеров», будут формироваться четкие посылы, к чему нужно стремиться: это наука, технологии. Профессор Университета Крэнфилда Джо Неллис отмечает, что поколение «альфа» займется работой, которой еще не существует.

Ожидаемая продолжительность их жизни вырастет

Они будут еще больше следить за здоровьем, переживать по поводу глобальных проблем и вопросов, связанных с экологией. Кроме того, «альфы» уже сейчас активно интересуются вопросами полетов в космос.

86% детей в возрасте от 8 до 12 лет заинтересованы в его освоении. Почти все респонденты из Китая (97%), США (88%) и Великобритании (87%) предполагают, что в будущем человек отправится на Марс. Однако тот же опрос показал, что сегодняшние дети в три раза чаще стремятся стать YouTube-блогерами (29%), чем астронавтами (11%), что может говорить о том, что они пока в достаточной степени не осознают влияния космических путешествий на повседневную жизнь.

— исследование LEGO.

Кто дальше?

Марк МакКриндл ждет на смену «альфам» детей поколений Бета и Гамма, но так далеко пока заглядывать никто не решается. Несмотря на то что теория поколений подвергается периодической критике, а четких рамок в этом вопросе не существует, модели активно применяются футурологами, социологами, специалистами по рекламе, HR-менеджерами, да и обычными родителями для получения представления о молодых людях, выявления общих черт, а также для общих прогнозов и анализа изменений будущего. И совсем скоро мы их будем наблюдать в режиме реального времени.

Искусственное деление?

Несмотря на то что поколенческие модели активно применяются в футурологии и социологии, в бизнесе и воспитании детей, все подобные теории периодически подвергаются критике.

«Люди принимают информацию о различных поколениях с такой серьезностью, как будто действительно верят, что человечество массово размножается раз в 20 лет. Люди верят в разницу поколений так свято, как в гороскопы, хоть и то, и другое никак не подтверждено наукой. И так же, как и в случае с астрологией, поколенческие стереотипы действительно влияют на жизнь других только из-за того, как много людей в них верят».

— колумнист агентства Bloomberg Фэй Флам.

Ей вторит психолог Сент-Луисского университета Корт Рудольф: «Когда вы начинаете изучать поколенческие отличия, то просто не находите никаких научных подтверждений того, что они существуют. Вся эта история про поколения — совершенная глупость».

Это, конечно, не значит, что совсем не нужно обращать внимание на отличительные черты, к примеру бабушек, дедушек и их внуков, но подходить к теориям поколений надо осторожно. Как говорят специалисты, это не более чем гороскоп. Он может позабавить, дать ориентир или пищу для размышлений, однако относиться к этой информации чрезмерно серьезно не стоит.

Автор: Анастасия Андреева

Источник: trends.rbc.ru

Фото: Honey Yanibel Minaya Cruz / Unsplash, Rastislav Bado / Shutterstock

Что такое поколение Z и как оно видит свое образование

Кого и как учить — насущный вопрос в эру соцсетей и быстрого развития технологий. Что нужно экономике знаний, а чего хотят сами студенты? На это можно посмотреть сквозь призму поколенческого подхода

1Что такое теория поколений?

Это исследовательский подход, получивший популярность в начале 1990-х гг., авторами которого являются Нил Хау и Уильям Штраус. Они утверждают, что исторический контекст определяет поведение человека: у групп, родившихся в одинаковый промежуток времени, есть сходные социально-психологические черты, универсальные для всего поколения.

Поколенческие циклы составляют 15-20 лет и в общих чертах классифицируются следующим образом:

«Беби-бумеры» (1943-1961), для которых характерно переосмысление традиционных ценностей, культурные изменения, умеренный консерватизм, оптимизм, командный дух, амбициозность, активность, бережливость.
«Поколение Х» (1962-1981) демонстрирует высокую самостоятельность и индивидуализм, недоверие к власти из-за пережитых резких перемен и, как следствие, аполитичность, скептицизм.
«Поколение Y» (1982-1995) («миллениалы») высоко ценит свободу, увлечено новыми впечатлениями и саморазвитием, позже взрослеет, дольше живет с родителями, не считает частную собственность важной ценностью.
«Поколение Z» (1995-2010) («цифровые аборигены») привязано к большому количеству устройств, доверяет информации, публикуемой друзьями, а также рекомендациям блогеров и лидеров мнений. Концепция «Word of Mouth» («из уст в уста») стала непосредственной частью модели коммуникаций представителей поколения. Характерна вдумчивость, способность к многозадачности, прямолинейность, экономность, замкнутость.
«Поколение альфа» (2010-2025) (типология австралийского ученого Марка МакКриндла) -?
Временные границы поколений «плавающие». Дело в том, что для разных стран они сдвинуты на пять-шесть лет и более. Это связано с разными темпами индустриализации, экономического развития и переживаемых общественно-политических изменений. Также это обусловлено стадией так называемого демографического перехода — смены темпов рождаемости и смертности (снижение того и другого), в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений, а не приросту численности.

Российские социологи считают, что «Поколение Z» в нашей стране появилось после 2000 года. Рожденные в период с 1995 по 2000 год относятся к переходному поколению и по ценностным ориентациям и информационному поведению относятся скорее к «поколению Y».

Зачем нужно изучать поколения?

Поколенческий подход чаще всего используют маркетологи для того, чтобы понять, как продать товар разным целевым аудиториям. Социологи смотрят на поколения через призму исторического контекста и демографических процессов, а политики рассчитывают, как повлиять на выбор при голосовании.

Есть и еще одна сфера, для которой изучение поколенческих сдвигов и изменений ценностных ориентиров становится жизненно важным — это система образования.

Специалистам этой области необходимо понять, как учить детей, которые садятся за парты школ и поступают в университеты. Как выйти из круга «они не понимают» и вести диалог с теми, кто «по другую сторону» учительского стола. А может быть, этот стол давно уже пора выбросить и заменить чем-то другим?

Сейчас российская высшая школа имеет дело с представителями двух поколений — Y и Z. Мы поговорим подробнее про последних.

Как учится поколение Z?

Российские ученые довольно активно дискутируют на тему того, как учить современную молодежь. Нынешний вызов в виде вынужденного перехода на дистанционное обучение только ярче «подсветил» проблему обучения цифровых аборигенов теми преподавателями, которые до сих пор чувствуют себя в виртуальной среде неофитами.

В чем основная сложность:

Мы имеем дело не с «чистыми» типами поколений, а с миксом (комбо-поколений). Не бывает так, что какой-то год набора — это «миллениалы», какой-то — Z, а следующими сразу пойдут «альфы». Более того, в современной магистратуре, например, часто встречается микс «миллениалов» и «бумеров» (boomerlennials). Оба имеют склонность к индивидуализму и достаточно активны. Поэтому образовательный процесс необходимо адаптировать и под такие поколенческие «смеси».
Для «миллениалов», «зетов» и «альфа» становится актуальной виральность — то есть не прямой обмен «знания-оценки», «знания-знания» или «знания-деньги», а процесс обмена действиями. Это понятие экономики внимания, подразумевающее, что образовательная деятельность влияет или связана со статусом в социальных медиа и в виртуальном пространстве.

Ценностный профиль поколения Z: учатся «для корочки» или из интереса?

«Поколение Z» изучали специалисты Сбербанка в 2017 году, социологи из РАН в 2012-м, эксперты Высшей школы экономики и многие другие.

Социологи обычно сходятся на том, что «поколению Z» свойственна тяга к безопасности, а удовольствие, простота и интерес важнее высокого заработка. Они менее склонны к риску и бунту, находятся под влиянием родителей и ровесников, настроены изменить общество, обучаются самостоятельно, боятся «застрять» на не приносящем радости месте. Рано начинают работать, совмещая работу и учебу, занимаются самообразованием.

Представленные данные — часть исследования «Рождение российской магистратуры», проекта-победителя «Стипендиальной программы Владимира Потанина» Благотворительного Фонда Владимира Потанина и Институтом образования Высшей школы экономики. Были опрошены студенты бакалавриата и магистратуры 19 российских вузов.

Для начала посмотрим, как студенты в возрасте от 16 до 25 лет ответили на вопросы от том, что бы они предпочли больше:

диплом или новые знания;
окончить престижный вуз или любой вуз;
поступить на бюджет или туда, где интересно.
На графиках, представленных ниже, четко виден тренд в ответах, на которых наблюдается поколенческий «переход» — это те самые «безопасность» и «интерес», которые смешаны в поколении Z.

Конечно, основываясь только на этих иллюстрациях, мы не даем строгого научного подтверждения типологии поколений, но именно эти результаты подтолкнули нас к «поколенческой» интерпретации данных.

У тех, кто выбирает любой вуз вне зависимости от престижности, четко виден возрастной «слом» — 21 год: и он также соответствует примерной поколенческой границе между «миллениалами» и «поколением Z» (начало 2000-х).

Такой же «горб» (даже более четко выраженный) мы видим при ответе на вопрос, важно ли обучаться на бюджете или важно то, что интересно.


Может ли YouTube заменить классический университет?

В перспективе вызов для высшего образования весьма значителен. Сейчас нужно готовить образовательные траектории уже под следующее поколение, для которых «умные» технологии становятся не просто инструментом коммуникации и обучения, а обычными социальными практиками.

Конечно, нам не грозит потеря системы высшего образования в одночасье, но все больше его функций будут брать на себя другие структуры: корпоративные университеты, микрообучение (microlearning), конкурсы Worldskills, которые для работодателей становятся важнее любого диплома.

Как подготовить систему образования к особенностям восприятия, обучения и ценностям следующих поколений? Ведь если не думать на два шага вперед, то система рискует начать пробуксовывать, догоняя более адаптивные социальные институты.

На сегодняшний день главным трендом на глобальном рынке труда является увеличение позиций, требующих нерутинных умений и навыков. Он не только дает толчок инновационной экономике, но и ведет к потребности в высокоразвитых адаптивных умениях у работников. Чтобы оставаться востребованными в эпоху искусственного интеллекта, молодым людям придется постоянно учиться, приобретать новые навыки и менять вид деятельности. Через десять лет им будет по 20 или чуть меньше, и они будут задаваться вопросом: а стоит ли тратить пять-шесть лет на получение академического образования в условиях постоянно совершенствующихся технологий?

Кто следующий? «Поколение альфа» и «закат» университетов

Университеты в классическом понимании могут оказаться для следующего поколения вовсе не нужны. Пожалуй, так можно сказать, если мы понимаем университеты только как фабрики знаний и производителей дипломов. Но не стоит забывать, что вуз — это не диплом, это среда для коммуникации, причем среда в том числе визуальная.

Для «поколения Альфа» прогнозируется новый стиль лидерства — вернее, его фактическое отсутствие. Например, условный «лидер» будет встроен в процесс как со-создатель какого-то продукта, услуги. Факторы горизонтального общения и «реальных дел» становятся решающими. Проще говоря, «альфам» важнее будет построить, разобрать что-то реальное, чем слушать или читать об этом что-либо, кроме короткого мануала.

Но это пока лишь экспертные рассуждения, подкрепленные небольшим количеством эмпирических данных, а сами «альфы» пока еще слишком юны, чтобы делать категоричные заявления о том, какие же они.

Наша задача — попробовать спрогнозировать то, как должна меняться система образования, чтобы она не оказалась на «обочине» прогрессивного мира.

Что еще почитать о «поколении альфа» и «зетах»:

Сайт австралийского ученого Марка МакКриндла, на котором собраны разные ресурсы и исследования о новых поколениях.
Статья издания The Atlantic «Oh No, They’ve Come Up With Another Generation Label».

Виртуальная реальность вместо класса

Что нужно поколению Z от вуза и как подготовить систему образования к наступающим на пятки «альфам»? Например, магистр не должен учиться на очном отделении в классическом понимании — аудиторные занятия должны занимать незначительную часть обучения, проводиться вечером, дистанционно, необходимо менять формат аудиторных работ, не исключая из процесса преподавателя.

Говоря о том, какие формы обучения подходят для современного поколения, в качестве глобальной тенденции отмечается микрообучение (microlearning) — здесь образовательные платформы и бренды конкурируют за быстрые и сжатые курсы в режиме коротких аудио- и видеосообщений, статей и сториз.

Универсальными навыками в современной системе образования считаются социальная практика, проектная деятельность, навыки коммуникации. Перспективной моделью видится «liberal arts», которые концентрируются на развитии общих навыков (general skills, критического мышления, эмоционального и социального интеллекта).

Но открытым остается вопрос, насколько российское образование готово к принятию такой модели.

Автор: Дарья Щеглова, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ

Бөгенбай ЗИЯЛЫБөгенбай ЗИЯЛЫ
5 ай бұрын 562
0 пікір
Блог туралы
0
660889 248 437 2368 167