Производство любого товара — от круассана до минивэна — вредит природе. И мы, как потребители, это поддерживаем. Конечно, невозможно вообще ничего не покупать, но есть способы свести ущерб от шопинга к минимуму. Разобрались вместе с сервисом Flowwow, что для этого надо делать (и чего делать не надо).
Благодарим за помощь экспертов: экоинженера и популяризатора науки Дарью Чекальскую и автора канала «Экологиня» (который захотел остаться анонимным).
Чем планете вредит производство товаров?
Это легко понять и запомнить, если представить себе жизненный цикл любого продукта.
1) Сперва производитель вынужден взять что-то у природы: землю, на которой построит завод, воду и другие ресурсы в зависимости от того, что он собирается продавать. И это первая экологическая проблема — мы потребляем ресурсы быстрее, чем восстанавливаем их, неизменно загоняя себя в состояние дефицита. Например, за 18 последних лет мы потеряли больше 51 миллиона гектаров лесов Амазонии. Это почти площадь Франции (!).
2) Затем наступает этап производства, неизменно сопряженный с выбросами. Это вторая проблема. Чтобы получить энергию, заводы по всему миру сжигают природный газ и уголь. А в двигателе грузовика, который доставляет готовую продукцию в точки продаж, сгорают нефтепродукты. В результате этого в атмосферу летят:
- CO2 (углекислый газ) и метан — парниковые газы; удерживают в атмосфере тепловое излучение и отражают его, отчего планета сильнее нагревается, как результат — глобальное потепление;
- формальдегид и бензапирен — опасные канцерогены, по сути — яды; избыточное содержание формальдегида в атмосфере может приводить к упадку сил, головным болям, затрудненному дыханию; бензапирен может провоцировать возникновение онкологических заболеваний, например рака органов дыхательной системы;
- сажа — увеличивает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и, как и парниковые газы, влияет на климат;
- оксид азота и диоксид серы — менее опасные, но всё же токсичные вещества, которые могут привести к закислению почвы, интоксикации животных и растений.
Выбросы также бывают жидкими и твердыми. К жидким относятся нефтепродукты, эмульсии, жиры, красители и т. п. По правилам такие отходы нужно специальным образом утилизировать. Но нередко предприятия просто сливают их в ближайший водоем.
Так, например, река Буриганга в Бангладеш признана экологически мертвой. В нее годами сбрасывали отходы кожевенные и текстильные заводы, и теперь в этой воде даже вещи стирать рискованно — тем более ее нельзя пить.
Твердые отходы — это мусор: и промышленный (детали, запчасти, микросхемы, обрезки ткани и т. д.), и бытовой (всё, что выбрасывают сотрудники предприятия). О мусоре поговорим дальше.
3) После того как продукт был произведен, куплен и использован, он оказывается на свалке, где встречается с твердыми отходами со своего же завода-производителя. Мусор — это третья проблема.
Самый экологичный, но и самый дорогой способ избавиться от него — переработать. По разным данным, в России перерабатывают от 4 до 7% отходов.
Второй путь — отправить его на мусоросжигательный завод (еще 2% отходов). При горении в атмосферу попадают и парниковые газы, и канцерогены, и сажа. Всего исследователи насчитали 46 загрязняющих веществ: 9 из них относятся к первому классу опасности (самому высокому), 14 — ко второму. Наконец, основную часть мусора (свыше 90% в России) отвозят на полигоны, где он лежит и разлагается. Яблочному огрызку нужно около двух месяцев, кожаным кедам — четыре года, автомобильной шине — 100 лет, а детскому подгузнику — 500. Рекордно долго разлагается стекло — винная бутылка проведет на свалке от 500 до 1000 лет (обидно, потому что стекло отлично перерабатывается). Разлагаясь годами и столетиями, отходы отравляют почву, воздух и воду — если поблизости водоем. В одной России площадь только официальных полигонов (а сколько еще несанкционированных) — 4 миллиона гектаров. Это сопоставимо с площадью небольшого государства — например, Дании.
Дарья Чекальская, экоинженер, популяризатор науки, ведет инстаграм @daria_check:
«Мы берем ресурсы природы — потому что считаем, что они легко возобновляются, — потом на заводах получаются какие-то товары, мы ими пользуемся и выбрасываем. В этой модели катастрофично всё. Начиная с того, как мы обращаемся с природой, заканчивая тем, что мы не продумали, куда складывать отходы».
Модель, в которой мы используем — производим — выбрасываем, называется линейной экономикой. И она неизбежно приводит к тому, что мы сейчас имеем. Циклическая экономика — когда сырье перерабатывают и снова пускают в дело — помогла бы сократить отходы на 80%, а выбросы парниковых газов на все 90%.
Потребители — самые значимые участники любой экономической системы. За свои ценности они голосуют рублем, формируя тем самым предложение рынка. И чем больше людей перейдет на экологичное потребление, тем скорее производители станут устойчивыми. В конечном счете забота об экологии станет нормой жизни для всех.
1. Не покупайте, если можете
Будем честны — далеко не все вещи в наших домах действительно нам нужны: третьи кеды, десятая футболка, лежанка повышенной комфортности для питомца, кислотный пилинг для кожи головы и еще ворох вещей, которые составляют наш быт. Что говорить об импульсивных покупках в продуктовых магазинах!
Самое обидное, что часть этих товаров оказывается на свалке в рекордно короткие сроки. Например, ежегодно в мире выбрасывают до 30% всех произведенных пищевых продуктов: это мясо, которое не успели приготовить до истечения срока годности, пирожные, которые не доели, сев на диету, сыры и колбасы, которые оказались невкусными, и т. д.
Как покупать меньше:
— Отделить по-настоящему важные вещи от того, что навязано маркетингом и культурными установками. Это самый эффективный, но и самый сложный способ.
Например: я хочу сами кроссовки или мне нужно понравиться друзьям, которые следят за трендами? Я хочу саму вазу или это IKEA убедила меня, что с ней моя квартира будет выглядеть стильной?
Такие изменения в восприятии не происходят по щелчку, это большая работа с самим собой на годы или даже на всю жизнь. Тем не менее ее никогда не поздно начать.
— Планировать. Например, придумать меню на неделю и составить список необходимых продуктов перед тем, как пойти в магазин. Это требует много времени и усидчивости, особенно на первых порах, но на перспективу планирование помогает выбрасывать меньше продуктов, экономить и не думать каждый вечер о том, что приготовить.
В одежде принцип похожий: вывернуть наизнанку гардероб, всё ненужное сдать в переработку, а из нужного составить комплекты одежды — и докупать к ним только то, чего действительно не хватает.
— Не покупать сразу. Попробуйте добавить вещь в избранное и подождать пару дней. Возможно, за это время вы найдете более выгодный или функциональный аналог, а может, и вовсе о ней не вспомните. Ну а если вспомните, то точно будете уверены, что купили вещь, потому что действительно хотели.
В сервисе Flowwow можно внести в личный календарь важные даты, чтобы легче было планировать покупки к праздникам или поездкам. А еще здесь есть удобные wish-листы: жмешь на сердечко у товара — и он отправляется в список желанных покупок.
Универсальная шпаргалка по экологичности от Дарьи Чекальской
— Откажись там, где возможно
— Сократи количество
— Ремонтируй старое, используй то, что есть, покупай секонд-хенд
— Используй много раз
— Сдавай на переработку
2. Старайтесь выбирать экологичные продукты
Автор канала «Экологиня»:
«Экологичным может называться только тот товар, который на всех стадиях своего жизненного цикла (о чем мы говорили в самом начале. — Прим. ред.) наносит минимальный вред окружающей среде, а при его создании задействуется минимальное количество ресурсов. Потребителю такие товары выявить сложно, поэтому были созданы экомаркировки — значки на упаковке, которые подтверждают экологичность товара или услуги.
Неэкологичным продукт может быть потому, что его использование сопряжено с экологическим вредом: так, например, экомаркировки не дают медицинским изделиям, фармацевтической и табачной продукции. Или если упаковку от товара нельзя переработать: например, если упаковка из пластика 3 и 7 типа. Туда же идут колготки, презервативы, лаки для ногтей, жвачка. А еще биоразлагаемые пакеты и почти всё, что называется биоразлагаемым пластиком.
Подобный нейминг — не что иное, как гринвошинг, когда экологичным называют то, что таковым не является».
Как понять, где эко, а где маркетинговый ход
— Читать маркировки
Бывает, производители помещают на упаковку знак собственного дизайна — условный зеленый круг со словом ECO. Покупатель принимает продукт за экологичный и с чистой совестью кладет себе в корзину.
Чтобы не попадаться на такие уловки, нужно знать, как выглядят настоящие экомаркировки. Чтобы получить такую, производитель проходит сертификацию в независимой организации, которая оценивает, действительно ли товар отвечает экокритериям. У каждой такой организации свой сертификат. Например, у Экологического союза — «Листок жизни» (единственная российская экомаркировка). У Cruelty Free International — прыгающий кролик, значок, указывающий, что продукция не тестировалась на животных.
Таких организаций и сертификатов множество, и быстро запомнить их вряд ли получится. В помощь начинающим — приложение Ecolabel guide (есть для iOS и Android): сканируешь знак и через секунду узнаешь о нем всё.
— Быть в повестке
Чтобы быстрее повысить уровень знаний об экологии и разумном потреблении, полезно найти пару-тройку просветителей, которым вы будете доверять.
Почему экотовары дороже обычных
Дарья Чекальская, экоинженер, популяризатор науки:
«Правильней спросить не почему экотовары дорогие, а почему обычные — дешевые. Линейная экономика не учитывает плату за экосистемные услуги: если мы сливаем в реку зеленую воду, река не может выполнять свои функции, а это значит, что в цену продукта должна быть включена стоимость восстановления реки. Когда производитель пытается включить в себестоимость этичную оплату труда, систему поддержания природы и т. д., продукт становится дороже».
Чтобы не создавать для себя ложных ожиданий, важно понимать: экологичные товары — это не идеальное решение, а выбор меньшего из зол.
Например, соевое молоко экологичнее коровьего, потому что для его производства нужно в 3,5 раза меньше воды: 297 литров против 1050. Но при этом соя, будучи монокультурой, нарушает биологическое разнообразие.
Хлопковая футболка экологичнее топа из полиэстера, потому что биоразлагаема и не выделяет микропластик при стирке. С другой стороны, чтобы вырастить хлопок, нужно очень много воды.
В деле экологичного потребления масса нюансов — было бы оно простым, все бы давно на него перешли. Поэтому лучше быть готовым к тому, что изменить привычки и найти свои продукты получится не сразу. Но это стоит того, чтобы пробовать.
3. Обращайте внимание на производителя
Считается, что локальные производители экологичнее международных. В целом это правда, но было бы ошибкой утверждать, что все крупные компании — плохие.
Дарья Чекальская, экоинженер, популяризатор науки:
«Чем больше бренд, тем больше он производит, выбрасывает, транспортирует и упаковывает. Если в ДНК компании не введена устойчивая политика, то эффект умножается в миллион раз. Тем не менее нет правила, что большой бренд — обязательно плохой. Всё зависит от того, понимает ли руководство важность экологических проблем.
В случае с локальными производителями мы говорим о децентрализации, о своем комьюнити, о том, чтобы видеть, какие люди работают над продуктом, какова их история, ценности. Это всегда гораздо этичнее, экологичнее и круче».
Автор канала «Экологиня»:
«На локальных производствах проще проверить состав, происхождение сырья и ингредиентов. И речь даже не о потребителе, а иногда и о самом производителе: глобальные компании часто не знают о том, что происходит у них на производствах. Так, IKEA недавно пришлось оправдываться за то, что их мебель была изготовлена из нелегально добытой древесины.
Зачастую в больших производствах количество превалирует над качеством, а экологическая безопасность часто становится той сферой, где можно сэкономить. Крупные производители не так открыты и честны, они не боятся потерять отдельного потребителя, локальные компании более открыты к диалогу, с большей вероятностью ответят на ваши вопросы и могут даже адаптировать товар под ваши нужды».
А что насчет онлайн- и офлайн-продаж? Маркетплейсы заворачивают банку крема в метр полиэтилена или бумаги (и их можно понять — им важно доставить товар целым), а в магазине у дома можно просто взять товар с полки и, заплатив, положить его в сумку. Офлайн экологичнее?
«Да, но всё зависит от конкретного магазина. Товары, купленные онлайн, часто приходят в большом количестве упаковки, но сейчас многие продавцы работают над этой проблемой, — считает автор канала „Экологиня“. — Часто с продавцом можно лично договориться об отсутствии упаковки, но это, опять же, касается локальных брендов. Мне стали попадаться сайты, где есть функция „Выбрать экологичную упаковку“».
Главные плюсы крупных производителей — престиж и доступность, но вместе с тем они наносят значительный вред экологии. С локальными всё наоборот: они сравнительно безобидны, но найти проверенного может быть трудно — придется перевернуть вверх дном соцсети и опросить знакомых насчет рекомендаций.
В сервисе Flowwow собрано более 6 тысяч локальных производителей из 950 городов России.
Вуаля! На месте в срок.
Из упаковки — только бумажный пакет и картонная коробка с бечевкой. Приятно! Две ириски — подарок от шефа.
Доставку оценили на 5 из 5, а вкус — на все 10.
Резюмируем:
— Быстрое и удобное приложение.
— Локальные производители.
— Рейтинг магазинов.
— Доставка хоть на Луну.
— Легко заказать подарок для кого-то, можно добавить к заказу открытку с пожеланиями.
— Можно оплачивать бонусами до 100% стоимости покупки.
— Контроль доставки.
— В приложении есть календарь, в который можно внести важные даты — сервис напомнит, когда настанет время покупать подарки.
— Все товары хранятся у производителя и им же доставляются — это значит, никакой лишней логистики и упаковки.
Экологичное потребление — очень большая тема. Мы постарались рассказать в материале главное, но за скобками осталось много важного. Если захотите изучить тему глубже, рекомендуем начать с этих материалов:
knife.media