Арабская каллиграфия поражает своей красотой и изяществом. Причудливые переплетения линий, наполненные глубоким смысловым содержанием, издревле привлекали к себе внимание ценителей. Откуда же берёт свои корни арабская каллиграфия?
О происхождении арабской каллиграфии нет единого мнения в среде искусствоведов и историков. Однако все исследователи данного явления в арабской культуре сходятся на том, что своё формирование и широкое развитие каллиграфия получила при копировании текстов священного Корана.
В отсутствии книгопечатания все труды переписывались от руки, в том числе и страницы священного Писания. При этом требования к переписчикам Корана была самые строгие. Слово Божье поручали переписывать только обладателям самого красивого и изысканного почерка.
С распространением Ислама получил распространение и арабский язык, как язык Корана. Он на долгое время превратился в общеупотребительный язык образованных людей и не только среди мусульман. На арабском велось делопроизводство, писались книги и т.п. Всё это способствовало развитию искусства арабского письма из поколения в поколение.
Каллиграфическому письму обучались под руководством наставника длительное время. Это было целое искусство, ведь каждый штрих должен быть определённой длины и ширины. Для облегчения процесса обучения использовались специальные прописи, в которых границы штрихов отмечались особыми точками.
В 13 веке турки разработали новый стиль арабского письма. Этому способствовало изобретение наклонного пера. Прежние перья были с плоским кончиком. Наклонное перо дало возможность писарям делать линии букв более тонкими и изогнутыми, не отрывая кончика пера от поверхности.
Развитие арабской каллиграфии привело к различным её стилям: куфи, насх, рук’а, сульс или сулюс, мухаккак, дивани и насталик
Первым стал знаменитый стиль куфи, со своими узнаваемыми угловатыми формами букв. Их начертания легко выбивались на различных материалах, поэтому надписями в стиле куфи украшались стены зданий, в том числе мечетей.
Вторым появился стиль насх, который сегодня наиболее распространённый. Это горизонтальный, строгий почерк с тонкими линиями и округлыми формами букв. Практически все книги, издаваемые на арабском, печатаются этим шрифтом.
Почерк рук’а используется арабами для скорописи. Это упрощённый стиль, в котором группы точек над и под буквами сливаются в чёрточки. Этому почерку свойственны короткие росчерки, вариация вертикального положения букв, большое количество лигатур.
Насх и рук’а – два каллиграфических стиля, владение которыми обязательно для грамотного араба. Считается, что именно от этого стиля происходят все более поздние вариации арабских шрифтов.
Сульс или сулюс – более энергичный и монументальный стиль с длинными вертикальными линиями, широкими свободными росчерками; в этом шрифте округлые элементы букв заменены изгибами и петлями. Криволинейные и прямолинейные элементы соотносятся в пропорции 1/3.
Мухаккак – производный от сулюса стиль, с растянутыми горизонтальными линиями. Редко встречается после XVI века.
Стили сульс и мухаккак использовались только в декоративных целях, то есть для каллиграмм — художественных произведений каллиграфов.
Народами, перенявшими арабское письмо для собственных языков, вырабатывались собственные каллиграфические стили.
Дивани был из их числа. Его использовали турки. Стиль отличается тесным расположением букв и их сложными, округло-ломаными формами.
Стиль насталик приобрёл популярность в Иране и Пакистане, где до сих пор остаётся основным используемым почерком в этих странах. Ему, как и стилю рук’а, свойственны вариация вертикального положения букв и большое количество лигатур; однако его росчерки более длинные и свободные. Арабы называют почерк насталик «персидским».
islam.ru
Калям – главное орудие арабской каллиграфии
Поскольку размеры букв в арабской каллиграфии определяются точками, которые зависят от ширины пера, калям является самым важным элементом в искусстве каллиграфии, обеспечивающим ее эстетическое оформление.
Самые лучшие калямы делали из тростника, произрастающего на побережье Каспийского моря и в окрестностях города Вазит на берегу реки Тигр. Для калямов подходят твердые стебли диаметром 15-25 мм и длиной междоузлий 20-25 см. Для изготовления такого приспособления недостаточно просто срезать растение. Сначала удаляют внутренние волокна из стеблей, а потом держат их определенное время в конском навозе при определенной температуре, чтобы дать высохнуть и стать твердыми. В процессе этого калямы приобретают различные оттенки коричневого или даже черный цвет в зависимости от вида растения.
Заточка каляма была целым искусством – от этого во многом зависит красота почерка. Так как после использования в течение какого-то времени он портится, то необходимо заточить его заново. Между тем при написании длинных текстов, например, мусхафов Корана, даже незначительное изменение ширины каляма неприемлемо. В текстах, написанных такими почерками, как насх или рика, это порождает эстетическую несообразность. Поэтому для длинных текстов использовался калям, долгое время не требовавший заточки, который назывался джава. Его привозили с острова Ява.
Для более крупных надписей кончик каляма делали пошире или использовали специальные калямы. А для больших надписей, которые вешали, например, на стены мечетей, применяли калямы под названием джели, которые изготавливались из дерева и имели лопатообразную форму. Но для очень больших панно сначала создавали надпись обычного размера, а потом увеличивали ее «по клеткам».
Удерживая калям таким образом, чтобы перо по всей ширине касалось бумаги (это называется земным поклоном или “садждой” каляма), и перемещая его перпендикулярно сверху вниз, писали тонкие линии букв, а перемещая справа налево – толстые. Каллиграф держит калям в руке, надавливая на него не слишком сильно. Закончив писать, кончик каляма очищали, вытирая указательным пальцем или языком. В противном случае на кончике мог образоваться ком из засохших чернил, что мешало нормальному использованию каляма.
Существовала традиция, согласно которой калямы, становившиеся слишком маленькими или непригодными к использованию из-за затачивания, не выкидывали, а зарывали в землю в том месте, где не ходят люди. Стружку, образующуюся при заточке, называли бурада-и калям. Ее тоже не выбрасывали где попало, а собирали и закапывали аналогичным образом. Также многие каллиграфы всю жизнь собирали такую стружку и завещали после их смерти согреть воду на огне, зажженном от бурада-и калям, для омовения их тела.