Правда ли, что первые больницы были созданы мусульманами?
Правда ли, что первые больницы были созданы мусульманами?

(Комплекс султана аль-Мансура Калавуна в Каире, Египет. Часть здания использовалась как больница (бимаристан)

Своими достижениями медицина и современная система здравоохранения западного общества во многом обязана древним цивилизациям Вавилона, Египта, Греции, Рима и Индии. Но не только им.

Больница — это изобретение, которое всегда одновременно играло роль как медицинского, так и социального учреждения. Мы стараемся не попадать туда, но, попав, ждем, что там нам облегчат боль и помогут в исцелении.  Это происходит благодаря системному подходу в здравоохранении, который формировался в средневековых исламских обществах.

Мусульманские ученые и практикующие врачи применяли древние знания и проверенные временем методы лечения из различных традиций, совмещая их со своими исследованиями. Их главная цель была систематизировать и улучшить достижения прошлого. Главным местом, где в средние века развивалась медицина, стал бимаристан. Слово бимаристан происходит от персидского bimarestan (بیمارستان), что значит "больница", где "бимар" - от средне-персидского (пехлеви) "вимар" или "вемар", означает "больной человек", а суффикс "-стан" - "местоположение", "место". Это место было не только пристанищем для больных и предшественником современной больницы, оно также выполняло смежные функции других современных учреждений здравоохранения, в том числе медицинских университетов.

В бимаристан обращались за лечением; тут жили больные, которые получали долгосрочное лечение; находились те, кто проходил реабилитацию после сложной болезни или несчастного случая. Кроме всего этого, он выполнял функции приюта для душевнобольных и дома престарелых, предоставляя базовое содержание престарелым и немощным людям, у которых не осталось семьи и родных.

Бимаристан стал одним из важных результатов огромного количества энергии и мысли средневековых исламских ученых, потративших свои силы на развитие медицины. При больших бимаристанах, находились медицинские школы и библиотеки, где опытные врачи обучали студентов тому, как применять на больных свои растущие знания. Там же проводились экзамены и выдавались дипломы для будущих врачей. Выпускники таких школ должны были просвещать простых людей, укреплять их здоровье, лечить от болезней, а также расширять и распространять медицинские знания. Хотя специальные места для нахождения больных существовали уже в древности, большинство из них были простыми, без элементарной организации и особых правил ухода за больными.

Постепенное улучшение продолжалось в течение эллинистического периода, но эти учреждения едва ли можно было назвать больницей — это были места, где содержались больные.

Реконструкция здания бимаристана Насрид в Гранаде. Современная Испания

Реконструкция здания бимаристана Насрид в Гранаде. Современная Испания

В ранней средневековой Европе доминирующее философское учение считало, что происхождение болезни является сверхъестественным и, следовательно, не поддается контролю со стороны человека. В результате больницы практически не отличались от современных хосписов, где за пациентами смотрели монахи, которые стремились обеспечить спасение души, при этом не прилагая особых усилий, чтобы вылечить организм больного.

Мусульманские врачи придерживались совершенно иного подхода. Они прежде всего руководствовались следующими хадисами пророка Мухаммада (мир ему): "Поистине, Аллах создал болезни и лекарства ото всех них. Исключение — старость" (Абу Дауд). "Поистине, Аллах сотворил болезнь. Он же сотворил и лекарство. Лечитесь же!" (Ахмад ибн Ханбал). Поэтому мусульманские врачи считали, что человеку можно восстановить здоровье рациональными и естественными средствами. Разница подходов отражалась даже в обустройстве больниц.

В Западной Европе кровати и места для больных были расставлены так, чтобы пациенты могли видеть ежедневные таинства мессы. Здания имели толстые стены, во внутрь помещений проникал тусклый свет, а также из-за климата и особенностей архитектуры (так называемый романский стиль), часто в помещениях было сыро. В исламских городах, которые в основном выигрывали от более сухого и теплого климата, больницы строили так, чтобы стимулировать движение света и воздуха. Это облегчало лечение больных в соответствии с гуморализмом, системой медицины, касающейся прежде всего телесного равновесия.

Первым бимаристаном принято считать специальный приют для прокаженных, построенный в начале 8 века (по григорианскому календарю) в Дамаске во времена правления омейядского халифа Валида ибн Абдул-Малика (705-715). Работавшие там медики получали большие жалования и поощрения. Пациентами были только болевшие проказой люди, эта болезнь, как известно, была заразной.

Самая ранняя документально подтвержденная больница общего профиля была построена примерно век спустя, в 805 году в Багдаде во времена правления халифа Харуна аль-Рашида (786-809). Об этом бимаристане известно немного, но сохранилась информация, что важную роль в его создании и развитии сыграли придворные врачи из семьи Бахтишу, которые до этого возглавляли персидскую медицинскую академию в Джундишапуре. 

В последующие десятилетия в исламском мире возникло еще 34 больницы, и их число продолжало увеличиваться с каждым годом. В 10 веке больницы были построены в Кайруане (ныне в Тунисе), а также в Мекке и Медине. В Персии их было несколько: одна из них находилась в городе Рей, некоторое время ее возглавлял знаменитый медик Мухаммад ибн Закария аль-Рази (854-925), который обучился искусству врачевания в Багдаде.

Бимаристан (больница и медицинская школа) Нур ад-Дина в Дамаске, основан в XII в. Сейчас в здании находится Музей медицины и науки арабского мира Источник: islam.plus. Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Бимаристан (больница и медицинская школа) Нур ад-Дина в Дамаске, основан в XII в. Сейчас в здании находится Музей медицины и науки арабского мира Источник: islam.plus

В 10 веке в Багдаде было построено еще пять больниц. При строительстве одной из них халиф Аль-Мутадид, попросил Аль-Рази выбрать самое подходящее место в городе и наблюдать за строительством. Чтобы определись самое целебное место в городе, Аль-Рази сделал следующее: он взял куски свежего мяса и разместил их в разных районах города, и через некоторое время их проверил. Он велел строить там, где мясо сгнило меньше всего. Когда эта больница открылась, в ней было 25 врачей, включая офтальмологов, хирургов и костоправов. Количество больниц и разных отделений росло вплоть до того, пока монголы не захватили и разрушили Багдад в 1258 году.

Бимаристан внутри имел различные отделения: терапевтическое, хирургическое, офтальмологическое, ортопедическое и отдел психических заболеваний. Терапевтический отдел обычно еще делился на секции, связанные с лихорадкой, проблемами пищеварения, инфекциями и многим другим.

В крупных больницах было больше отделений и разных подразделений, и в каждом отделении помимо надзирающего специалиста был также дежурный и заведующий. Кроме того, в больницах имелся особый санитарный инспектор, который отвечал за обеспечение чистоты и гигиены.

В бимаристанах имелись свои бухгалтеры и другой административный персонал, который следил за материальным обеспечением больницы. Во главе всей больницы стоял особый надзиратель - саур, который отвечал за надзор и управление всего учреждения. Врачи работали в определенно установленное время, в течение которого принимали и лечили пациентов, приходивших в их отделения.

В каждой больнице имелся свой штат профессиональных фармацевтов и медсестер. Жалования для медицинского персонала устанавливались законом, кроме этого, чтобы стимулировать талантливых врачей, применялась система премий. Финансирование бимаристанов осуществлялось за счет доходов вакуфов. Богатые люди и правители жертвовали свое имущество (дома, земли, торговые лавки и др.) бимаристанам в качестве пожертвований, а доходы от них использовались на обслуживание больницы. Часть государственного бюджета также шла на содержание больниц. Для пациентов услуги больницы были бесплатными, лишь иногда отдельные врачи могли брать себе плату.

Мухсин Нурулла

islam-today

Бөгенбай ЗИЯЛЫБөгенбай ЗИЯЛЫ
3 жыл бұрын 1222
0 пікір
Блог туралы
0
660889 248 437 2368 167