«Пост – это аманат, и пусть каждый из вас бережет свой аманат»
Хадис
В Рамадан постятся миллионы, однако пост одних по вознаграждению может превосходить пост других. Имам аль-Газали говорил, что у поста есть три степени: пост простых верующих, пост избранных и пост особо избранных. Пост простых верующих заключается в удержании себя от еды, питья и близости. Пост избранных - в удержании глаз, ушей, языка, рук, ног и других частей тела от совершения греха. Пост особо избранных заключается не только в удержании тела от мирского, но и в удержании сердца.
У него есть шесть особенностей.
1. Оберегание своего взгляда. Как сказано в одном из хадисов: «Взгляд – одна из отравленных стрел Иблиса, будь он проклят Аллахом, и тому, кто отведет его (от запретного) из страха перед Аллахом, дарует Он веру, сладость которой он обретет в своем сердце». Также со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пять действий нарушают пост: ложь, злословие, сплетни, ложная клятва и сладострастный взгляд».
2. Оберегание языка от злословия, пустословия, сквернословия. В Рамадан следует избегать грубости, ссор и споров, занимая язык чтением Корана, поминанием Аллаха, совершением дуа или благими словами. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост – это щит, и когда один из вас постится, то пусть не сквернословит и не грубит. А если кто будет бранить его или подвергать нападкам, то пусть скажет: «Я – постящийся! Я – постящийся!».
3. Оберегание слуха. Следует также оградить свой слух от запретного или порицаемого. В Коране Всевышний приравнял слушающего ложь к тому, кто употребляет харам: «Они помногу прислушиваются ко лжи и пожирают запретное» (сура «аль Маида», «Трапеза», аят 42) Слушать хулу также запрещено, как и говорить, потому что сказано в хадисе: «Злословящий и слушающий – соучастники в грехе».
4. Оберегание остальных частей тела от грехов, от харама при разговлении. В одном из хадисов сказано: «Сколько таких постящихся, которым от соблюдения поста достаются лишь голод и жажда». Некоторые имамы сказали, что это те, кто разговляется запретным, другие сказали, что это те, кто воздерживается от разрешенной пищи и разговляется плотью людей, злословя о них, а некоторые сказали, что это те, кто не оберегает органы тела от греха.
5. Оберегание себя от чрезмерности халяльной пищи Сообщается, что аль-Микъдам ибн Маъдикариб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «(Никогда) не наполнял человек сосуда, худшего, чем (его собственное) чрево! Достаточно сыну Адама (нескольких) кусочков пищи, благодаря которым он сможет выпрямить свою спину, а если уж неизбежно (для него есть больше, пусть) треть (его желудка будет) для еды, треть — для питья, а ещё треть — для (лёгкости) дыхания». Рамадан – месяц воспитания духа. Имамы говорили, что согласно этике поведения во время поста не стоит подолгу спать днем, чтобы чувствовать голод и жажду и ощутить слабость, потому что это очищает сердце, слабеют страсти и облегчается совершение поклонения Всевышнему, например, ночных молитв.
6. Оберегание сердца. Один из ученых сказал: «Сколько же постящихся (внешне) не соблюдают его по сути, и сколько не соблюдающих пост (внешне) соблюдают его по сути». К первым относятся те, кто ограждает себя от питья и еды, но не ограждает ни тело, ни сердце от грехов. Ко вторым относятся те, кто не соблюдает пост внешне, но оберегает свое сердце и тело от запретного. Суть поста – в воспитании сердца, его очищении, облагораживании, а голод и жажда – это внешние условия такого преображения. И как сказал один из ученых: «В каждом поклонении Богу есть явные и тайные стороны, внешняя оболочка и ядро, а у его оболочки – степени, а у каждой степени – разряды, и тебе решать, довольствоваться одной оболочкой без ядра или примкнуть к обладателям (освещенных божественным светом) сердец».
Ася Гагиева