Всевышний Аллах в священном Коране, а также Пророк Мухаммад (ﷺ) в своих хадисах поведали нам обо всех качествах шайтана. Если говорить о некоторых из них, то шайтан всегда работает ради распространения неверия, мерзости и разврата. Он также раскрывает тайны людей, приукрашивает людям их непристойные поступки и скверные деяния, чтобы они продолжали заниматься мерзкими делами и не сошли с этого пути.
Шайтан сеет сомнения и подозрения в сердцах людей, побуждает их вести споры, защищая ложь и несправедливость, порождает вражду среди мусульман и постоянно пытается разделить их общину. Когда человек, который отвечает всем требованиям шайтана и полностью подчиняется ему, однажды будет нуждаться в помощи и попросит у шайтана помочь ему, он отвернется от человека и отречётся от своей причастности к его грехам.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
قَالَ قَرِينُهُ رَبَّنَا مَا أَطْغَيْتُهُ وَلَٰكِنْ كَانَ فِي ضَلَالٍ بَعِيدٍ
«Его товарищ (шайтан, который был вместе с ним в этом мире) скажет: «О Господь наш, я не сбивал его с правильного пути, напротив, он сам был в глубоком заблуждении!». (сура Каф, 27)
То есть в Судный день человек ищет, за что бы зацепиться, ждет любую помощь, старается найти того, на кого он может свалить свою вину, и больше всего нуждается в помощи, он, оправдываясь, начинает, винит во всем шайтана, чьим велениям он всегда во всем следовал, а шайтан скажет: «О Господь наш, я не сбивал его с правильного пути», то есть не вводил его в заблуждение».
И каждый из числа людей, кто обладает вышеописанными качествами, однозначно является таким же шайтаном. Это и есть люди-шайтаны.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِمَلِكِ النَّاسِإِلَٰهِ النَّاسِ مِنْ شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِمِنَ الْجِنَّةِ وَالنَّاسِ
«Скажи (о Мухаммад): «Я прибегаю к защите Господа людей [к Аллаху], Властелину всех людей, Богу всех людей, от зла того, кто внушает людям всё плохое, побуждает их совершать грехи и при упоминании имени всевышнего Аллаха незаметно искушает сердца людей, внушая им то, что совратит и отвратит от прямого пути, будь искуситель джинном или человеком»». (сура Ан-Нас, 1-6)
То есть шайтан, который искушает сердца людей и побуждает их совершать грехи, может быть из числа джиннов и людей. Шайтан из числа джиннов воздействует на сознание людей, как это уже было выше разъяснено. Внушение же шайтана-человека происходит, когда он является в образе советчика для человека. То, что внушил советчику шайтан-джинн, шайтан-советчик из числа людей передает человеку.
В этой суре Всевышний Аллах поведал своему Посланнику (ﷺ), как защитить себя от зла шайтанов из числа людей и джиннов. Несомненно, шайтан-человек приносит намного больше вреда и зла. Следовательно, он более опасен, чем шайтан-джинн, ибо шайтан из числа джиннов, когда человек упоминает Аллаха, ослабевает своё внимание. Также, когда человек произносит «истазу», он отдаляется от него. Что же касается человека-джинна, то его невозможно удержать от осуществления, задуманного.
Кто вызывает тягу к непристойным поступкам и приукрашивает их для людей, например, демонстрируя изображения обнаженных женщин или рассказывая безнравственные истории или тому подобное, тот и является человеком-шайтаном.
Кто призывает придерживаться понятий джахилии (доисламской эпохи) или других подобных понятий, какими бы современными они ни были, и тем самим разделяет исламскую общину и ставит под угрозу единство уммы, тот и является человеком-шайтаном.
Кто сбивает людей с пути, ведущего в Рай, и ведет их по пути Ада, заставляя забыть о всевышнем Аллахе и о Судном дне, тот и является человеком-шайтаном.
Список непристойных качеств, которые присущи шайтанам из числа людей, можно продолжать, но мы ограничимся на этом.
О Аллах, я прибегаю к Твоей защите от искушений шайтанов из числа людей и джиннов, чьи наущения могли бы направить мои мысли на что-то неправедное, и я прибегаю к Тебе, о Аллах, чтобы они даже не приближались ко мне.
Рашид Саидов