Религиозность – понятие относительное. Давно замечено, что люди условно делятся по степени своего отношения к вере. Исследованию феномена религиозности посвящены труды известных ученых, прежде всего социологов и психологов.
Так, в 1950-е годы американский социолог Герхард Ленски, опираясь на данные эмпирических исследований, выделил два основных типа религиозности: духовную и социальную.
Духовная религиозность характеризуется глубоким внутренним переживанием верующим своего религиозного чувства, ощущением своего единства с Богом, религиозного братства с другими верующими. Для данного типа верующего религия является именно конечной, неоспоримой ценностью.
Для людей с социальной религиозностью характерна приверженность одобряемой социальной установке, определенной моде, их религиозность в меньшей степени связана с осознанными внутренними духовными потребностями. Именно с увеличением этого типа религиозности многие отечественные социологи связывают рост числа верующих в нашей стране в последние десятилетия.
Авторитетный американский психолог Гордон Олпорт описывал это в других формулировках.
По его наблюдениям, существует внутренняя и внешняя религиозность. Для людей с внутренней (подлинной) религиозностью, согласно Олпорту, религия представляет самостоятельную и конечную ценность. Они мотивируют свою деятельность религиозной верой, свое поведение стараются подчинить религиозным нормам и предписаниям.
Религиозный поиск рассматривается как самоцель, как ценность, лежащая в основе всех вещей и желаемая ради нее самой. Когда человек предается этой цели (а не «использует» ее), религия становится внутренней ценностью индивида и в этом качестве выступает как всеобъемлющая, интегративная и мотивирующая.
У верующих, ориентированных на внутренние религиозные переживания, будут в большей степени преобладать такие чувства, как терпимость, милосердие, эмпатия, связанное с этим принятие людей с отличным религиозным мировоззрением, другой системой ценностей.
Внутренняя религия – это полная и всеохватывающая теория жизни. К внешней (неразвитой) религиозной ориентации ученый относил людей, для которых религия лишь способ достижения жизненных целей, внешних по отношению к самой религии. Посещение церкви или мечети, участие в религиозных обрядах, деятельности религиозных организаций, внешнее благочестие являются для них средствами доказать свою социальную респектабельность, лояльность по отношению к общепринятому образу жизни.
Такая религиозность делает человека предубежденным, готовым ненавидеть и изгонять, лишает теплого отношения к другим и эмоциональной близости. Среди людей данной религиозной ориентации более распространены этнические предубеждения.
Такая религиозность может скорее разъединять, чем объединять людей. Таким образом можно сделать вывод, что религиозность и вера – далеко не всегда идентичные понятия. Более того внешние проявления религиозности могут быть у колеблющегося между верой и неверием и даже у атеиста.
С другой стороны, явственно вырисовывается картина, когда религиозность продиктована не только мировоззрением, но и мотивацией человека. Для одних религия является целью, о чем говорит ежедневное беззаветное служение Творцу и социальная активность на пути Всевышнего. Таких людей в обществе принято называть активистами или подвижниками. Для других – общепринятым образом жизни и надеждой на удовлетворение Богом обывательских потреб (исцеление, полная чаша, семейный уют и прочие), а также на благоприятный исход в вечной жизни. Для третьих – просто элементом самоидентификации и социального общения: скажем, это касается любителей душевно провести время в приятной компании.
Есть категория, целенаправленно использующая религию как наиболее простой и эффективный инструмент достижения высокого материального и общественного положения. И хотя указанные типы не являются исчерпывающими и как правило могут в той или иной пропорции сочетаться в одном индивиде, определяющей в религиозном поведении испокон веков остается мотивация, которую при должном уровне честности и самокритики каждый может найти и определить в себе сам.