Руководитель известного казахстанского стартапа Parqour дал полезные советы начинающим стартаперам
21 ноября в столице Таджикистана Душанбе на международном форуме, организованном Евросоюзом, выступил известный казахстанский стартапер Амирхан Омаров - глава IT-компании Smart Parking Technologies. Этот проект - умная парковка с системой распознавания номеров. Летом 2021 года компания вышла на глобальный рынок c брендом Parqour.
Когда помогают амбиции
По словам Омарова, ему всегда хотелось доказать, что Казахстан способен на большее, чем только продавать ресурсы.
- Я долгие годы думал, искал идею. Мне хотелось доказать всему миру, что Казахстан не только продает нефть, а люди в нашей стране способны придумать идею и реализовать ее на высоком международном уровне. У нас очень много умных людей. А у меня были амбиции - они двигали мной, - рассказал Амирхан Омаров на форуме в Душанбе.
Он отметил, что особых рисков в его стартапе не было.
- Всегда надо просчитывать риски, когда начинаешь свое дело. Это основа. Вот и я всё старался просчитать. Но у меня рисков было меньше. Уже был определенный капитал. Я работал в этой сфере, видел, что ниша не занята. Кроме того, перед запуском проекта я смог договориться и протестировать его на одной из парковок Алматы. Так что я подошел к открытию стартапа полностью готовым, - поделился он.
Подводные камни лучше знать
Слушатели задали вопрос, касающийся роли IT-специалистов. Сегодня эта профессия считается прорывной, с учетом всеобщей цифровизации. Однако Омаров подчеркнул, что «ошибочно думать, что айтишник сам что-то сядет и придумает».
- Такое может быть, безусловно, - отметил спикер. – Но, по статистике, половина инноваций в мире делается не айтишниками. Важно понимать, что все создается на стыке технологий и какой-то индустрии. Когда я говорю про парковки, то это сфера специалистов IT и недвижимости, либо IT и транспорта. Поэтому сначала должна быть идея, потом экспертиза, а затем уже она подкрепляется технологиями.
По словам Омарова, начинающему стартаперу в первую очередь нужно выбрать отрасль, в которой человек, считает себя экспертом.
- Нужна отраслевая экспертиза, чтобы вы понимали проблемы выбранной отрасли. Будь это строительство, недвижимость, фарминдустрия или что-то другое, вы обязаны знать о ней если не все, то многое. Если вы не эксперт, но есть хорошая идея стартапа, то обязательно в команду нужно взять человека, который знает все подводные камни выбранного направления, - подчеркнул спикер.
Отказы закаляют
Поговорил лектор и об инвестициях в стартапы. По его словам, здесь, как в браке, необходимо терпение и серьезные намерения.
- Вам могут отказать сто раз, а на сто первый вы найдете своего инвестора. Если вы верите в свою идею, знаете, что она «выстрелит», то придется попотеть. Подавайте заявки инвесторам, ищите разные акселераторы. У одних фокус на одно, у других - на другое. Каждый раз, когда вы подаете заявку, вы набираетесь опыта и понимаете, какие решения в вашем проекте еще необходимы. Ведь часто акселераторы дают обратную связь, они показывают, в каком месте проект еще сырой, где нужно принять определенные решения, - рассказал Омаров.
Как отметил спикер, после общения с акселераторами может возникнуть совсем другая идея стартапа.
- Это нормально. Обмен мнениями как раз приносит хороший результат. Если акселераторы выберут ваш стартап, то они могут и офис вам дать, и с клиентами помочь, и инвестировать в проект. Однако, как любят говорить американцы, когда придешь за деньгами, тебе дадут совет, а если придешь за советом, дадут денег. Не бойтесь спрашивать, пробовать, знакомиться с нужными людьми и идти к своей цели, - вдохновлял Омаров.
Как отметил спикер, акселераторы могут влить в проект от $50 до $150 тыс. Однако он пояснил, что нужно быть готовым к отказам либо к тому, что сначала придется поработать на международную компанию, набраться опыта, зарекомендовать себя, чтобы приблизиться к своей цели.
Идеи бывают плохие
По его словам, страны Центральной Азии очень отстают в развитии технологий. И начинать стартап, рассчитанный только на регион, невыгодно.
- Здесь рынки маленькие, а риски большие. Выходить на мировые рынки - совсем другое дело. Почему верблюды живут в пустыне? Потому что могут прожить долго без воды. Вот в наших регионах должны быть такие стартапы, которые без денег могут прожить долгое время, - смеется Омаров.
Один из волнующих слушателей вопросов касался страха, что стартап могут скопировать и реализовать лучше.
- Если вы боитесь, что вашу идею можно скопировать, значит, она поверхностна. Это не совсем хорошая идея. Не надо бояться: идеи есть у всех, но не каждый их реализует. А если идея такая, что каждый второй ее может реализовать, то на ней денег не заработаешь. Это плохая идея.
Спикер заявил слушателям: глупо считать американцев умнее других - просто они впереди, потому что там развитие бизнеса началось намного раньше, чем во многих других странах.
- Там все проходило намного раньше. Мы только-только выходим на этот рынок. Я бы рекомендовал вам (молодым стартаперам – F) съездить в большой город – Дубай, Москву, Лондон и пожить там. И только потом браться за свой бизнес. Поскольку мы очень отстаем, важно понимать, куда движется мир. А денег в мире на самом деле много. Главное, чтобы у вас была стоящая идея. Ну и реализация чтобы не подкачала, - заключил бизнесмен.
forbes.kz