LG Display — "дочка" южнокорейской LG, занимающаяся производством экранных панелей, — наделала много шума в прессе, представив, наверное, самую впечатляющую дисплейную технологию на сегодняшний день. На пресс-конференции в Сеуле компания показала 55-дюймовый экран на органических светодиодах, толщина которого не превышает миллиметра, а вес — двух килограммов. Как обстоят дела на рынке ТВ и какие перспективы ждут OLED-дисплеи, выяснили Вести.Hi-Tech.
LG
Анонсированная LG Display на презентации в Корее разработка возродила интерес к OLED-технологии, которая считается будущим телевизионных дисплеев. Толщина панели составляет 0,97 мм, вес — 1,9 кг, сообщает агентство Yonhap. При всем этом дисплей настолько тонкий, что его можно повесить на стену при помощи магнитной подложки — как обычные обои. Вся его электроника спрятана где-то внутри. Прочие характеристики новинки (разрешение, плотность точек, соотношение сторон, углы обзора, яркость и т.д.) неизвестны.
Невероятно "утонченной" панели, однако, вряд ли суждено стать коммерческим продуктом. Скорее, она была нужна LG Display для демонстрации амбиций. Представители компании подчеркнули, что направление OLED-дисплеев и впредь остается приоритетнейшим, и все их усилия будут сфокусированы именно на этой технологии. Так, LG Display, которая уже начала продажи OLED-экранов размером 55, 66 и 77 дюймов, вскоре планирует выпустить и 99-дюймовую модель. Всего в этом году она надеется поставить не менее 600 тысяч "органических" телевизоров, а в 2016-м — уже полтора миллиона.
К главным преимуществам органических экранов перед жидкокристаллическими относится энергосбережение. В отличие от ЖК-матриц, такие панели не требуется отдельно подсвечивать — они испускают свет сами, что позволяет им быть очень тонкими. Экраны, состоящие из светоизлучающих диодов, обходят "собратьев" на основе жидких кристаллов и по другим показателям: меньший вес, широкие углы обзора, гибкость, более высокие контрастность и яркость.
Технология OLED может применяться не только при изготовлении дисплеев для телевизоров, но и любой другой электроники, от "читалок" электронных книг до смарт-часов. Например, в 2013 году LG показала свой первый смартфон с гибким 6-дюймовым OLED-экраном. И хотя компания немного опоздала (титул "первого гнутого" остался за Samsung), G Flex был спозиционирован как первый "по-настоящему" изогнутый телефон, по которому удобнее говорить благодаря форме изгиба, повторяющего контур человеческого лица.
Несмотря на превосходство над ЖК, OLED-технология пока далека от совершенства. С таким заявлением на том же мероприятии в Сеуле выступил профессор Рочестерского университета Цинь Тан (который, кстати, вошел в шорт-лист лауреатов Нобелевской премии 2014 по химии "за изобретение OLED"). По словам выдающего физхимика, повсеместного распространения технологии не произойдет еще 5–10 лет. Тем не менее, в конечном счете ей суждено вытеснить ЖК-дисплеи, сказал "отец OLED".
Слабые места OLED — высокая сложность, себестоимость, а также несовершенство технологии производства, что приводит к большому проценту брака на фабриках. Ограничивают массовое проникновение "органических" дисплеев и низкие темпы серийного выпуска (особенно что касается крупноформатных панелей для ТВ). Издержки перекладываются на кошелек конечного потребителя, что приводит к завышенной цене продукта. 65-дюймовый OLED-телевизор LG с разрешением 4K, к примеру, стоит $9 тысяч.
Из-за трудностей основные конкуренты LG, Samsung и Sony, предпочли отстраниться от этой технологии. Производитель Galaxy-устройств, например, в этом году не выпустит ни одного OLED-телевизора. Как сообщил руководитель ТВ-бизнеса Samsung Ким Хен Сон, время OLED еще не пришло, поэтому компания делает ставку на UHD-телевизоры (3840х2160 или 7680х4320 пикселей) с ЖК-дисплеями на основе так называемых квантовых точек. Такой же стратегии придерживается Sony.
Sony
X900C
Компания Sony первой реализовала в ЖК-панелях технологию подсветки, где в качестве источника света выступают квантовые точки — крошечные полупроводники, которые значительно расширяют цветовую гамму телевизора. Свой метод имплементации нанокристаллов она назвала Triluminos. Поставки своего самого актуального "квантового" телевизора, X850C, японский производитель начал в этом месяце.
X850C и еще пять моделей 4K-телевизоров с операционной системой Android TV Sony показала в январе, на выставке Consumer Electronics Show (CES). Стоимость и дата начала продаж линейки BRAVIA 2015 года были озвучены в апреле. X830C начального уровня (с экранами 43 и 49 дюймов) компания оценила в 1300 и 1600 долларов соответственно, X850C с Triluminos-панелями — в 2200 (55"), 3500 (65") и $5 тысяч (75"), что гораздо дешевле OLED-конкурентов LG. Среди новинок следует выделить телевизор X900C с рекордной толщиной — 4,6 миллиметра. Он выйдет летом.
BRAVIA 2015 стали первыми 4K-телевизорами Sony, в основу которых легла Android TV. Эта платформа,анонсированная Google прошлым летом, оптимизирована для просмотра контента на крупном экране. На Android-телевизорах можно играть и запускать приложения, искать при помощи голосовых команд, покупать фильмы и ТВ-шоу в цифровом магазине Google Play, а также транслировать содержимое со смартфона или планшета.
Samsung
С точки зрения бизнеса 4K-телевизоры на основе жидких кристаллов пока более привлекательны, нежели OLED. По оценке аналитической фирмы IHS, к 2020 году рынок 4K-дисплеев будет оцениваться в $52 миллиарда — или в пять раз больше, чем сейчас. Только в течение этого года производители ЖК-экранов намерены поставить на рынок около 40 миллионов 4K ТВ.
Одной из таких компаний является Samsung, которая на CES сделала громкое заявление относительно программного обеспечения своих "умных" телевизоров. Корейцы объявили, что вся их ТВ-продукция 2015 года будет использовать новую платформу — Tizen с открытым исходным кодом. Под управлением этой системы уже работают некоторые немногочисленные устройства Samsung, например фотокамера NX300M или 90-долларовый смартфон Z1. Ее спецверсия, Tizen TV OS, "заточена" под запуск приложений на телевизоре. Также в ней предусмотрено новое меню Smart Hub.
Интерфейс Tizen TV OS
Размер экранов JS9500, JS9000 и JS8500 колеблется в пределах 48–88 дюймов. Каждая модель включает в себя новый движок для ремастеринга изображения, который призван отобразить в приглядном виде любую картинку, вне зависимости от исходного разрешения, а также технологию нанокристаллов (аналог квантовых точек) для большей контрастности, лучшей цветопередачи и детализации. Благодаря полупроводникам, говорят в Samsung, цвета становятся до 64 раз выразительнее, чем на обычных ТВ, а яркость повышается в два с половиной раза.
Стоят новинки немало. Например, 65-дюймовую модель JS9500 можно купить примерно за $5,5 тысячи. Самая доступная, JS8500 с 4K-экраном 55", оценивается в $2,5 тысячи.
Panasonic
Если Sony предпочла Android TV, Samsung — Tizen, то Panasonic выбрала в качестве главной платформу Firefox OS. Если быть точным, телевизоры 4K UHD линейки VIERA 2015 года получили интерфейс Home Screen 2.0, основанный на "лисьей" платформе, интуитивно понятный и дружелюбный к пользователю.
Если на смартфоне владельца телевизора Panasonic установлен браузер Firefox, он может транслировать контент (в том числе 4K) на большой экран, если оба устройства находятся в одной сети. Просмотрщик сайтов Mozilla встроен и в сам ТВ.
Со стартового экрана телевизора можно получить доступ к всем нужным функциям: подключенному через HDMI-кабель Xbox, видеоприложениям и интернет-кинотеатрам, ТВ-каналам и прочему контенту. Универсальная поисковая строка позволяет искать ролики на YouTube, других потоковых сервисах, также медиафайлы на подключенном к телевизору USB-накопителе. Не обошлось и без встроенного браузера Firefox.
В Европе продажи первых Firefox-телевизоров (модели CR850, CR730, CX800, CX750, CX700 и CX680) начались на прошлой неделе. Стоимость новинок зависит от региона. В Великобритании, например, модель CX700 можно купить за тысячу фунтов стерлингов (около $1600). Мировой старт продаж ТВ намечен на "ближайшие месяцы".
Sharp
Достойные внимания новинки на январскую CES привезла Sharp. В отличие от конкурентов, компания сфокусировалась на качестве, а не количестве точек: технологии Beyond 4K Ultra HD TV и Quattron доводят число субпикселей до 66 миллионов штук — это на 42 миллиона больше, чем в обычном 4K UHD-телевизоре, что обеспечивает более высокую детализацию, богатый цвет и тени.
В серию AQUOS вошли как дорогие (LC70UH30, 70" — за $3200), так и вполне доступные модели (LC43UB30U, 43" за $750 или LC50UB30, 50" за тысячу долларов). Их разрешение составляет 3850х2160 пикселей. Исключение — самая люксовая, 80-дюймовая версия, которая будет стоить около $6 тысяч. Разрешение этой модели, которая поступит в продажу к концу года, "будет приближаться к 8K".
Haier
В заключение упомянем малоизвестный в России бренд Haier, который показал на CES изогнутый кинематографический экран размером 105 дюймов. Разрешение у него больше, чем Ultra HD — 5120х2160 пикселей. Соотношение сторон 5K-дисплея составляет 21:9, заявленная контрастность — 40000000:1, частота обновления — 600 Гц.
"Умный" телевизор Haier (модель 105Q8000) работает на проприетарной платформе китайской фирмы с собственным браузером, оснащается модулем Wi-Fi, HDMI 1.4 и 2.0, двумя USB-портами для записи видео на внешний источник, поддерживает поляризационную 3D-технологию. В продаже новинка пока не появилась.
Еще одна интересная модель Haier (55H9800) — 55-дюймовый OLED-телевизор. У него сравнительно низкое для ТВ разрешение Full HD, зато толщина алюминиевого ободка не превышает 1,5 миллиметра.