Когда мы мечтаем о Рае, мы мечтаем о том, чтобы встретиться с Пророком (мир ему и благословение) и находиться рядом с ним. Слушать его, не сводить с него глаз, видеть его улыбку – это то, чего жаждет каждый мусульманин. Можно ли превратить эту мечту в реальность? Да! – многократными земными поклонами.
Сподвижник пророка Рабиа бин Кааб Аслами (да будет доволен им Аллах) прислуживал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), приносил ему воду и т.д. Он рассказывал: «Однажды Пророк сказал мне: "Попроси меня о чём-нибудь". Я воскликнул: "Я прошу тебя о том, чтобы не расставаться с тобой в Раю!" Он спросил: "Может быть, ты хочешь чего-нибудь иного?" Я сказал: "Нет, именно этого!" Тогда он сказал: "В таком случае помогай мне (в борьбе) против твоей души, совершая множество земных поклонов"» (Муслим, Абу Дауд).
Суджуд – это сладчайший элемент намаза, когда мы оказываемся как никогда близко к Всемогущему Господу. Склоняясь перед Всевышним, мы касаемся лбом земли. Этот жест символизирует предельное смирение и наивысшую готовность служить. Мы физически показываем, что охотно и полностью подчиняемся, отдаемся Его воле.
Для многих из нас суджуд стал привычным механическим действием, над которым мы не задумываемся, тем не менее, в нем заключается глубочайший смысл.
Надежный помощник
Суджуд служит нам напоминанием о том, кто мы. В обход нашего эго и гордыни он заставляет нас опуститься на землю и вспомнить о том, что мы всего лишь крохотные зависимые создания, слепленные из глины. Кто мы такие, чтобы кого-то критиковать, считать себя лучше? Разве наши слова, мысли, способности, знания лучше, чем у других? И даже если мы обладаем какими-то особыми талантами, разве это не потому, что ими нас наделил Господь? Шайтан отказался поклониться из гордости. И наоборот, земной поклон оберегает нас от дьявольской гордыни.
Суджуд, выполняемый в ежедневных молитвах, приходит на помощь в борьбе с желаниями и пороками. При условии осознанного выполнения, он облегчает послушание. Он напоминает о наших отношениях с Аллахом (хвала Ему), о том, что, сказав шахаду, мы заключили с Ним договор о послушании. Он дает нам решимость и стойкость в сопротивлении своим страстям, помогает не сходить с пути поиска довольства Аллаха, напоминает об ответственности в День воскресения.
Суджуд способен сделать нас ближе к Аллаху, хвала Ему. И если он не действует, то только потому, что мы делаем его неосознанно.
Я слуга Всевышнего…
Совершая земной поклон, мы произносим: «Субхана Раббия-ль-А'ля», что значит: «Хвала Всевышнему Господу».
Представьте себе слугу человека, занимающего очень высокое положение. Не правда ли, зная о поддержке сильного человека, он сам чувствует себя сильнее и старается не совершать ошибок, чтобы не разгневать своего покровителя. Произнося эти слова, представьте себя в этом положении (хотя, конечно, Аллах выше и вне любых сравнений).
Если вы на правильном пути, то эти слова приносят утешение. К чему страхи и колебания? За нами Господь, Всевышний и Всемогущий. Несомненно, Он не оставит своих рабов. Наш покровитель – Аллах! Он нас ведет, поддерживает и хранит. Тому, кто идет путем Аллаха и посвящает Ему все свои деяния, даже в случае неуверенности, обретает в этих словах настоящую силу. К чему смущение и стыд? За нами Всевышний!
В случае сомнений в какой-то заповеди Аллаха (хвала Ему) эти слова дадут убежденность. Ведь заповеди Всевышнего безупречны, как и Он сам.
В случае ошибки, эти слова станут предостережением: будьте осторожны! вы грешите против Всевышнего! И сразу же захочется раскаяться и попросить прощения.
Дуа в суджуде
Как любой другой элемент намаза, суджуд требует правильного выполнения. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кланяйтесь (совершайте поясной поклон) и падайте ниц (совершайте земной поклон) надлежащим образом» (Насаи).
Более того, большее смирение (хушу) в суджуде достигается произнесением дуа, которые обычно произносил в суджуде Пророк (мир ему и благословение), и постоянным включением их в намаз. Посланник Аллаха призывал к этому: «Раб оказывается ближе всего к своему Господу в земном поклоне. Посему читайте много молитв [в суджуде]» (Ахмад, Абу Дауд, Насаи).
Передается со слов 'Аиши: «Однажды ночью я заметила, что Посланника, мир ему и благословение Аллаха, нет в постели. Я стала искать его, и моя рука коснулась подошв его стоп. Они были выпрямлены [т.е. он упирался пальцами], а сам он, будучи в земном поклоне, говорил: "О, Аллах, ищу защиту у Твоего довольства от Твоего гнева, у Твоей благосклонности от Твоего наказания, у Тебя от Тебя Самого. Я не могу прославить Тебя должным образом. Только Ты можешь прославить Себя по достоинству"».
Приводится немало и других дуа, которые можно произносить в суджуде.
Остановка в промежутке между земными поклонами
Обычно мы торопимся сделать следующий суджуд и забываем о том, что нужно спокойно посидеть между ними. Однако передается, что поясной поклон, земной поклон и промежутки сидения между двумя земными поклонами занимали у Пророка приблизительно одно и то же время (Бухари).
Передают, что Ибн 'Аббас рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение) говорил между двумя земными поклонами: «О, Аллах, прости меня, смилуйся надо мной, наставь меня на прямой путь, даруй мне благополучие и пропитание»; а также: «Господи, прости меня. Господи, прости меня» (Абу Дауд).
Да поможет нам Аллах сделать совершенными наши суджуд и намаз, дабы, падая ниц, мы простирались перед Ним всем сердцем.